Исторический факультет

Томского государственного университета

Главная страница          Карта сайта

Кафедра современной отечественной истории

 Темы курсовых работ

Научный руководитель - профессор С.Ф.Фоминых

  •  Интеллигенция и революция 1917 г. в России.

  •  Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль.

  •  Военная эмиграция после Гражданской войны в России.

  •  Приватизация в России.

  •  Информационная война против России.

  •  Роль средств массовой информации в политической жизни современной России.

  •  Советская цивилизация.

  •  История науки и образования в России, СССР и РФ.

  •  Мемуарная литература, периодическая печать как исторический источник.

  • “Устная история”.

Научный руководитель - доцент В.Ю.Соколов

  • “Богостроительство” и “богоискательство” российской интеллигенции в первой трети XX века.

  • Литература, живопись, кинематограф в России 1920 - 30-х годов как социокультурный феномен.

  • Отечественная “рок-культура” и ее влияние на молодежь (конец 70-х-начало 90-х гг.).

  • Русская православная церковь в 1917-середине 1940-х гг.

  • Культура СССР в период оттепели (конец 1950-х - 1960-е гг.).

  • Массовая культура как социокультурный феномен постсоветской России.

  • Отечественная историческая наука первой четверти XX в.: борьба научных направлений.

  • Портреты российских историков первой половины XX в.: Р.Ю. Виппер, П.Н. Милюков, М.Н. Покровский и др.

  • Формирование общества массового потребления в СССР в 1960-1980-е гг.

  • Реформа в российском школьном образовании (конец 1980-х-1990-е гг.).

  • Современные формы и методы преподавания истории в школе.

  • Образование и политика государства по его реформированию.

  • Российский "гламур": социокультурные аспекты.

  • Современное протестное общественно-политическое движение в России
    ("Русские марши", движение "За честные выборы", "Литературные гуляния", перформансы группы Pussy Riot и др.).

Научный руководитель - доцент И.В.Нам

  • Сибирское областничество в период Революции и Гражданской войны.

  • Национальный вопрос в программах политических партий России.

  • Федерализм в истории России.

  • Национальные движения в России. XX век.

  • Национальная политика Советского государства 1917 – 1920 гг.

  • Национальный вопрос в политике временных (всероссийских и областных) правительств в годы революции и гражданской войны.

  • Распад СССР, его причины и последствия.

  • Положение русскоязычного населения в странах СНГ.

  • Г.М. Маленков: политический портрет.

  • Н.С. Хрущев и его реформы.

  • Внешняя политика СССР в 1945 - 1964 гг.

  •  Россия и страны СНГ: проблемы экономического и политического сотрудничества.

  • Этнополитическая ситуация в странах СНГ и Балтии.

  • Этнополитическая ситуация в РФ (1991 – 2005 гг.)

Научный руководитель - доцент С.А.Некрылов

  •  Научные исследования в Императорском Томском университете на рубеже XIX - XX веков.

  •  История высшего женского образования в Сибири.

  •  Томские ученые: опыт научной биографии.

  •  Томское студенчество (конец XIX - XX вв.).

  •  Юридическое образование в Томском университете.

  •  Роль Томского университета в становлении и развития образования и науки на востоке Сибири.

  •  Гуманитарное образование в Томском университете.

  •  Вклад Томского университета в исследование Сибири, Казахстана, Средней Азии, Монголии и Китая.

  •  История строительства Томского университета.

  • Вооруженные силы Российской Федерации.

  • Индустриальное население Сибири в 20 - 30-е гг. ХХ века.

  • Коллективизация в Сибири и ее последствия.

  • История сел, городов и районов Томской области.

  • История промышленных предприятий в Сибири.

  • Спецпереселенцы в Сибири (20-х – 30-е гг.).

  • Промышленное строительство в Сибири в советский период (история отдельных промышленных предприятий).

  • Сибирь в годы Великой Отечественной войны.

  • История Сибири в послевоенный период.

  • Место Сибири в постсоветской России.

Научный руководитель - доцент Д.Н.Шевелев

  • Вооруженные силы Сибирской контрреволюции.

  • Идеологи и пропаганда белого движения.

  • Социально-политическая мифология периода Гражданской войны.

  • Гражданская война в воспоминаниях участников “белого” движения.

  • Феномен сталинизма в отечественной общественно-политической литературе.

  • Сталин: в воспоминаниях современников и документах эпохи.

  • Внешняя политика СССР в 30-е годы.

  • Начальный период Великой Отечественной войны.

  •  Красная армия в 20-30-е гг.

  • Советская внешняя разведка в 20-30-е гг.

  • Влияние революции и гражданской войны на социально-психологическое состояние общества.

  • Повседневный мир советского общества на страницах художественной литературы.

  • Мир повседневности советского общества в 20-30-е гг.

  • Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны.

Научный руководитель - доцент М.В.Грибовский

  • История высшего образования в СССР и Российской федерации

  • Сибирская интеллигенция в 1917-1991 гг.

  • Томские вузы в годы Великой Отечественной войны

  • Наука и образование в Томском медицинском институте в 1930 - 1940 гг.

  • Медицинское образование в СССР и Российской федерации

  • Локальная история: история сибирских районов, деревень, сел

  • История повседневности.

  • Политические портреты советских государственных и политических лидеров.

  • Советское общество 1920 - 1980 гг.

  • Советская внешняя политика в 1917 - 1939 гг.

  • Экономическое развитие современной России.

Научный руководитель - доцент А.В.Литвинов

  • История высшего образования в России и СССР.

  • Мир повседневности советского человека.

  • Советское общество на страницах сибирской периодической печати.

  • Журнал “Сибирские огни” как исторический источник по локальной истории.

  • Газета “Красное знамя” как исторический источник по локальной истории.

  • Военные конфликты на территории советского и постсоветского пространства: этнический и исторический контекст.

  • Российская Федерация в современной системе международных отношений.

  • Перестроечная и постсоветская Россия: политическая, экономическая и социальная трансформация.

  • Сибирская деревня на страницах периодической печати.

  • Сибирский город на страницах периодической печати.

  • Внешняя политика СССР.

  • Геополитическое положение современной России.

  • История отечественной техники.

  • Средства массовой информации и современная политика.

  • Наука и образование в ТГУ в 1920 – 1930-е гг.

  • Студенчество ТГУ в1920 – 1930-е гг.

Научный руководитель - доцент Е.В.Луков

  • БЛОК 1. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В РОССИИ.
    Аннотация: Русская революция 1917 года до сих пор не имеет однозначных оценок. Во многих воспоминаниях участников и работах исследователей исторические факты перемешаны с мифами и вымыслами. Существует множество теорий, пытающихся объяснить революционные события (заговор, проблемы модернизации, кризис империи и т.д.). Задача исследования – выявить предпосылки революции (сложились они или нет), дать объективную оценку деятельности лидеров революции и народных масс, показать масштаб революции 1917 г. и ее значение для истории нашей страны.
    Примерные темы курсовых работ:
    1. Революция 1917 г. – трагическая случайность или историческая закономерность.
    2. Политические портреты лидеров революции (П.Н. Милюков, А.Ф. Керенский, В.И. Ленин и др.).
    3. Социальные силы в условиях революции (буржуазия, рабочий класс, крестьянство, военнослужащие).
    4. От Февраля к Октябрю: антикризисные меры Временного правительства.
    5. Был ли Ленин немецким шпионом? (Роль немецких денег в Русской революции: мифы и реальность).
    Литература:
    Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. – М., 1997.
    Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. – М., 1995.
    История политических партий в России. – М., 1994.
    Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. – М., 1990.
    Мельгунов С.П. Как большевики захватили власть. – М., 2005.
    Рабинович А. Кровавые дни: Июльское восстание 1917 г. в Петрограде. – М., 1992.
    Шиссер Г., Трауптман Й. Русская рулетка: Немецкие деньги для русской революции. – М., 2004.

  • БЛОК 2. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (1991 – 2011 гг.)
    Аннотация: Период с конца ХХ – начала XXI вв. характеризуется глобальными изменениями, как в мире, так и в нашей стране. Распался СССР, изменилась расстановка сил на мировой арене, мир столкнулся с новыми проблемами – глобализация, мировой терроризм, ухудшение экологии. Порвав с советским путем развития, Россия в 1990-х годах не стала частью “западной цивилизации”. “Скачек в капитализм” провалился также, как “скачек в коммунизм” в начале ХХ века. Вместо того, чтобы стать процветающим государством, Россия оказалась к началу XXI века в глубоком кризисе: сырьевая направленность экономики, растущий разрыв между малочисленной верхушкой общества и социальными низами, неэффективная политическая система. Как преодолеть социально-экономическую отсталость, установить контроль общества над государством, создать демократическую многопартийную политическую систему, преодолеть проблему бедности и т.д., – эти и другие вопросы ждут своего исследователя.
    Примерные темы курсовых работ:
    1. Политические портреты российских президентов (Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев).
    2. История российской приватизации (путь к рынку или грабеж страны?)
    3. Российская бизнес-элита (олигархи): источники формирования, положение, особенности.
    4. Политический режим современной России (Была ли демократия в 1990-х.?; Госаппарат 2000-х: инструмент реформ или основа нового авторитаризма?).
    5. Внешняя политика современной России (Осталась ли Россия “великой державой”? Россия и СНГ. Россия и страны Европы. “Газпром” во внешней политике России и т.д.).
    6. Реформы в современной России: либеральная модернизация “сверху”.
    7. Российская организованная преступность и власть: история взаимоотношений.
    Литература:
    Два президентских срока В.В. Путина: Динамика перемен. М., 2008.
    Медведев Р.А. Владимир Путин. М., 2007.
    Млечин Л.М. Борис Ельцин. Послесловие. М., 2007.
    Мухин А. Кто есть мистер Путин и кто с ним пришел? Досье на президента России и его спецслужбы. М., 2002.
    Саква Р. Путин: выбор России. М., 2005.
    Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985–2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.
    Федоров В.В., Цуладзе А.М. Эпоха Путина. М., 2003.

  • БЛОК 3. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (1991 – 2011 гг.)
    Аннотация: В современном мире происходит процесс размывания системы национальных государств, их суверенитет частично передается как на наднациональный (например, Евросоюз), так и на субнациональный уровень (регионы). Регион становится важным уровнем политического действия и диалога. Значительное число крупных государств, в том числе и Россия, имеют сложный территориальный состав (земли, штаты и т.п.). Причем различия между составными частями иногда настолько значительны, что трудно объяснить, как эти территориальные единицы сосуществуют вместе. Следовательно, для подлинного понимания страны и тех процессов, которые в ней происходят, необходимо огромное внимание уделять изучению регионального фактора. Современные российские регионы имеют значительные полномочия, а экономические механизмы, наработанные в субъектах Федерации, нередко распространяются на всю Россию. Поэтому потребность в специалистах-регионоведах (субъектов Федерации, регионов РФ) в органах управления значительная.
    Примерные темы курсовых работ:
    1. Российская Федерация: проблема отношений центра и регионов.
    2. Регионы России в условиях перехода к рынку (стратегии выживания).
    3. Региональные политические режимы: общее и особенное.
    4. Местные элиты и их влияние на развитие регионов.
    5. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (“Сибирское соглашение”, “Большая Волга” и др.).
    Литература:
    Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. М., 2006.
    Иванов В. Путин и регионы. Централизация России. М., 2006.
    Стрельников Г.А. Федеративные отношения: становление, развитие, тенденции. М., 2001.
    Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе. М., 1999.
    Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М., 2006.
    Экономические проблемы становления российского федерализма. М., 1999.

Научный руководитель - доцент Д.В.Хаминов

  • БЛОК 1. История высшего образования и науки Сибири и Дальнего Востока в конце XIX – начале XXI веков

  1. История высших учебных, научных заведений и академических институтов Сибири и Дальнего Востока.

  2. Сибирский и Дальневосточный научно-образовательные комплексы.

  3. Томский научно-образовательный комплекс.

  4. Роль и место научных исследований Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны.

  5. Становление и развитие гуманитарного образования и науки в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XXI веков.

  6. Научные биографии сибирских историков.

  7. Вузовские преподаватели и ученые Сибири и Дальнего Востока как особая корпорация советской интеллигенции.

  8. История сибирского студенчества (дореволюционный период, 1920-1930-е гг., послевоенное студенчество, студенчество 1960-х-1980-х гг., современное студенчество).

  • БЛОК 2. Историко-правовые исследования советского права и законодательства

  1. Характерные черты советского права и особенности его законодательства.

  2. Советские нормативные и нормативно-правовые акты как источник по истории советского периода нашей страны.

  3. Правовая политика советского государства и первые декреты советской власти (историко-правовой анализ).

  4. Отраслевое законодательство советского государства (советские кодексы – содержание, характеристика, исторические условия их появления).

  5. Историко-правовой и сравнительный анализ советских конституций (1918, 1924, 1936, 1977 гг.).

  6. Советское право и законодательство в переходный период (вторая половина 1980-х – начало 1990-х гг.).

  7. Правовая основа и система законодательства на современном этапе развития Российской Федерации.

  • БЛОК 3. Специальные исторические дисциплины в исторических исследованиях

  1. Специальные исторические дисциплины в системе исторических знаний.

  2. Нумизматка (специальная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки, денежного обращения и денежно-финансовой политики):

  3. Фалеристика (специальная историческая дисциплина, изучающая историю происхождения наград и наградных систем).

  4. Геральдика (специальная историческая дисциплина, изучающая историю гербов, символов, эмблем и т.п.).

  5. Генеалогия (систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле – наука о родственных связях вообще).

  6. Вексиллография (специальная историческая дисциплина, изучающая историю происхождения флагов, знамен и штандартов государств, воинских подразделений и т.п.).

Научный руководитель - старший преподаватель С.А.Меркулов

  • История биографического жанра.

  • Научная биография К.А. Тимирязева.

  • К.Э. Циолковский: пионер космонавтики.

  • Научная биография С.В. Рахманинова.

  • Учёный-путешественник профессор Томского университета В.В. Сапожников.

  • Фотографическое наследие профессора Томского университета В.В. Сапожникова.

  • История музыки в России (на примере одного или нескольких жанров).

  • История современной фотоиндустрии.

  • Историческое развитие операционных систем.

  • История Linux и развитие её дистрибутивов в России.

  • История взаимоотношений корпораций Microsoft и Apple Inc.

  • Развитие «открытых» и «свободных» технологий в современной России.

  • История гипертекстовых технологий.

  • Развитие современного интернет пространства в России (порталы, блоги, социальные сети, сайты).

Научный руководитель - старший преподаватель А.Н.Сорокин

  • БЛОК 1. История образования, науки и техники в XX - начале XXI вв.

  1. «Утечка мозгов» из России в 1990-е–2000-е гг. и ее последствия.

  2. Социальная история отечественной науки в XX - начале XXI вв. Проблема взаимодействия научно-педагогической интеллигенции и власти. История научного сообщества отечественных ученых и крупных научных школ.

  3. Значение и роль благотворительности в развитии науки, образования и культуры. История благотворительных фондов и организаций, биографии меценатов.

  4. Образование и наука в современной России и странах Европы: сравнительно-исторический анализ.

  5. Развитие физического образования и физических исследований в XX-начале XXI вв. Ведущая роль физики в научно-техническом прогрессе. Научные биографии выдающихся ученых-физиков.

  6. Интеграция науки, высшего образования и промышленности как фактор модернизации России в XX - начале XXI вв.
    Научно-образовательные контакты научно-педагогического сообщества Сибири в XX- начале XXI вв.

  7. Научно-образовательный потенциал Сибири в XX - начале XXI вв.: факторы формирования, тенденции и перспективы в условиях инновационного развития.

  8. Государственная научно-техническая и образовательная политика в СССР: значение, тенденции, исторический опыт.

  • БЛОК 2. История Сибири в XX-начале XXI вв.

  1. История молодежного движения в Сибири в советский и постсоветский периоды.

  2. Становление и развитие угольной промышленности Кузбасса. История крупных угольных предприятий и объединений.

  3. История городов и населенных пунктов Кузбасса.

  4. Политические портреты государственных и политических лидеров Сибири.

  5. История средств массовой информации в Сибири. История телевизионных и радиовещательных компаний Сибири.

  • БЛОК 3. Источниковедение истории России.

  1. Средства массовой информации и историческая память молодежи о переломных точках отечественной истории.

  2. Социальные сети (Вконтакте, Facebook, Одноклассники и др.) как источник для изучения современной молодежи. Значение социальных сетей в формировании и трансформации исторической памяти молодежи.

  3. «Устная история» как исторический источник.