Кафедра современной отечественной
истории
Темы курсовых работ
Научный руководитель - профессор
С.Ф.Фоминых
-
Интеллигенция
и революция 1917 г. в России.
-
Революция
и человек: быт, нравы, поведение, мораль.
-
Военная
эмиграция после Гражданской войны в России.
-
Приватизация
в России.
-
Информационная
война против России.
-
Роль
средств массовой информации в политической жизни современной России.
-
Советская
цивилизация.
-
История
науки и образования в России, СССР и РФ.
-
Мемуарная
литература, периодическая печать как исторический источник.
-
“Устная история”.
Научный руководитель -
доцент В.Ю.Соколов
-
“Богостроительство” и
“богоискательство” российской интеллигенции в первой трети XX
века.
-
Литература, живопись,
кинематограф в России 1920 - 30-х годов как социокультурный феномен.
-
Отечественная
“рок-культура” и ее влияние на молодежь (конец 70-х-начало 90-х гг.).
-
Русская православная
церковь в 1917-середине 1940-х гг.
-
Культура СССР в период
оттепели (конец 1950-х - 1960-е гг.).
-
Массовая культура как
социокультурный феномен постсоветской России.
-
Отечественная историческая
наука первой четверти XX
в.: борьба научных направлений.
-
Портреты российских
историков первой половины XX
в.: Р.Ю. Виппер, П.Н. Милюков, М.Н. Покровский и др.
-
Формирование общества
массового потребления в СССР в 1960-1980-е гг.
-
Реформа в российском
школьном образовании (конец 1980-х-1990-е гг.).
-
Современные формы и методы
преподавания истории в школе.
-
Образование и политика
государства по его реформированию.
-
Российский "гламур": социокультурные аспекты.
-
Современное протестное общественно-политическое движение в России
("Русские марши", движение "За честные выборы", "Литературные гуляния",
перформансы группы Pussy Riot и др.).
Научный руководитель -
доцент И.В.Нам
-
Сибирское областничество в
период Революции и Гражданской войны.
-
Национальный вопрос в
программах политических партий России.
-
Федерализм в истории
России.
-
Национальные движения в
России. XX
век.
-
Национальная политика
Советского государства 1917 – 1920 гг.
-
Национальный вопрос в
политике временных (всероссийских и областных) правительств в годы революции
и гражданской войны.
-
Распад СССР, его причины и
последствия.
-
Положение русскоязычного
населения в странах СНГ.
-
Г.М. Маленков:
политический портрет.
-
Н.С. Хрущев и его реформы.
-
Внешняя политика СССР в
1945 - 1964 гг.
-
Россия
и страны СНГ: проблемы экономического и политического сотрудничества.
-
Этнополитическая ситуация
в странах СНГ и Балтии.
-
Этнополитическая ситуация
в РФ (1991 – 2005 гг.)
Научный руководитель -
доцент С.А.Некрылов
-
Научные
исследования в Императорском Томском университете на рубеже XIX
- XX
веков.
-
История
высшего женского образования в Сибири.
-
Томские
ученые: опыт научной биографии.
-
Томское
студенчество (конец XIX
- XX
вв.).
-
Юридическое
образование в Томском университете.
-
Роль
Томского университета в становлении и развития образования и науки на
востоке Сибири.
-
Гуманитарное
образование в Томском университете.
-
Вклад
Томского университета в исследование Сибири, Казахстана, Средней Азии,
Монголии и Китая.
-
История
строительства Томского университета.
-
Вооруженные силы
Российской Федерации.
-
Индустриальное население
Сибири в 20 - 30-е гг. ХХ века.
-
Коллективизация в Сибири и
ее последствия.
-
История сел, городов и
районов Томской области.
-
История промышленных
предприятий в Сибири.
-
Спецпереселенцы в Сибири
(20-х – 30-е гг.).
-
Промышленное
строительство в Сибири в советский период (история отдельных промышленных
предприятий).
-
Сибирь в годы Великой
Отечественной войны.
-
История Сибири в
послевоенный период.
-
Место Сибири в
постсоветской России.
Научный руководитель -
доцент Д.Н.Шевелев
-
Вооруженные силы Сибирской
контрреволюции.
-
Идеологи и пропаганда
белого движения.
-
Социально-политическая
мифология периода Гражданской войны.
-
Гражданская война в
воспоминаниях участников “белого” движения.
-
Феномен сталинизма в
отечественной общественно-политической литературе.
-
Сталин: в воспоминаниях
современников и документах эпохи.
-
Внешняя политика СССР в
30-е годы.
-
Начальный период Великой
Отечественной войны.
-
Красная
армия в 20-30-е гг.
-
Советская внешняя разведка
в 20-30-е гг.
-
Влияние революции и
гражданской войны на социально-психологическое состояние общества.
-
Повседневный мир
советского общества на страницах художественной литературы.
-
Мир повседневности
советского общества в 20-30-е гг.
-
Актуальные проблемы
истории Великой Отечественной войны.
Научный руководитель - доцент
М.В.Грибовский
-
История высшего образования в СССР и Российской федерации
-
Сибирская интеллигенция в 1917-1991 гг.
-
Томские вузы в годы Великой Отечественной войны
-
Наука и образование в Томском медицинском институте в 1930 - 1940 гг.
-
Медицинское образование в СССР и Российской федерации
-
Локальная история: история сибирских районов, деревень, сел
-
История повседневности.
-
Политические портреты советских государственных и политических лидеров.
-
Советское общество 1920 - 1980 гг.
-
Советская внешняя политика в 1917 - 1939 гг.
-
Экономическое развитие современной России.
Научный руководитель - доцент
А.В.Литвинов
-
История высшего
образования в России и СССР.
-
Мир повседневности
советского человека.
-
Советское общество на
страницах сибирской периодической печати.
-
Журнал “Сибирские огни”
как исторический источник по локальной истории.
-
Газета “Красное знамя” как
исторический источник по локальной истории.
-
Военные конфликты на
территории советского и постсоветского пространства: этнический и
исторический контекст.
-
Российская Федерация в
современной системе международных отношений.
-
Перестроечная и
постсоветская Россия: политическая, экономическая и социальная
трансформация.
-
Сибирская деревня на
страницах периодической печати.
-
Сибирский город на
страницах периодической печати.
-
Внешняя политика СССР.
-
Геополитическое положение
современной России.
-
История отечественной
техники.
-
Средства массовой
информации и современная политика.
-
Наука и образование в ТГУ
в 1920 – 1930-е гг.
-
Студенчество ТГУ в1920 –
1930-е гг.
Научный руководитель -
доцент Е.В.Луков
-
БЛОК 1. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В РОССИИ.
Аннотация: Русская революция 1917 года до сих пор не имеет однозначных оценок.
Во многих воспоминаниях участников и работах исследователей исторические факты
перемешаны с мифами и вымыслами. Существует множество теорий, пытающихся
объяснить революционные события (заговор, проблемы модернизации, кризис империи
и т.д.). Задача исследования – выявить предпосылки революции (сложились они или
нет), дать объективную оценку деятельности лидеров революции и народных масс,
показать масштаб революции 1917 г. и ее значение для истории нашей страны.
Примерные темы курсовых работ:
1. Революция 1917 г. – трагическая случайность или историческая закономерность.
2. Политические портреты лидеров революции (П.Н. Милюков, А.Ф. Керенский, В.И.
Ленин и др.).
3. Социальные силы в условиях революции (буржуазия, рабочий класс, крестьянство,
военнослужащие).
4. От Февраля к Октябрю: антикризисные меры Временного правительства.
5. Был ли Ленин немецким шпионом? (Роль немецких денег в Русской революции: мифы
и реальность).
Литература:
Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. –
М., 1997.
Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. – М., 1995.
История политических партий в России. – М., 1994.
Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. – М., 1990.
Мельгунов С.П. Как большевики захватили власть. – М., 2005.
Рабинович А. Кровавые дни: Июльское восстание 1917 г. в Петрограде. – М., 1992.
Шиссер Г., Трауптман Й. Русская рулетка: Немецкие деньги для русской революции.
– М., 2004.
-
БЛОК 2. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (1991 – 2011 гг.)
Аннотация: Период с конца ХХ – начала XXI вв. характеризуется глобальными
изменениями, как в мире, так и в нашей стране. Распался СССР, изменилась
расстановка сил на мировой арене, мир столкнулся с новыми проблемами –
глобализация, мировой терроризм, ухудшение экологии. Порвав с советским путем
развития, Россия в 1990-х годах не стала частью “западной цивилизации”. “Скачек
в капитализм” провалился также, как “скачек в коммунизм” в начале ХХ века.
Вместо того, чтобы стать процветающим государством, Россия оказалась к началу
XXI века в глубоком кризисе: сырьевая направленность экономики, растущий разрыв
между малочисленной верхушкой общества и социальными низами, неэффективная
политическая система. Как преодолеть социально-экономическую отсталость,
установить контроль общества над государством, создать демократическую
многопартийную политическую систему, преодолеть проблему бедности и т.д., – эти
и другие вопросы ждут своего исследователя.
Примерные темы курсовых работ:
1. Политические портреты российских президентов (Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А.
Медведев).
2. История российской приватизации (путь к рынку или грабеж страны?)
3. Российская бизнес-элита (олигархи): источники формирования, положение,
особенности.
4. Политический режим современной России (Была ли демократия в 1990-х.?;
Госаппарат 2000-х: инструмент реформ или основа нового авторитаризма?).
5. Внешняя политика современной России (Осталась ли Россия “великой державой”?
Россия и СНГ. Россия и страны Европы. “Газпром” во внешней политике России и
т.д.).
6. Реформы в современной России: либеральная модернизация “сверху”.
7. Российская организованная преступность и власть: история взаимоотношений.
Литература:
Два президентских срока В.В. Путина: Динамика перемен. М., 2008.
Медведев Р.А. Владимир Путин. М., 2007.
Млечин Л.М. Борис Ельцин. Послесловие. М., 2007.
Мухин А. Кто есть мистер Путин и кто с ним пришел? Досье на президента России и
его спецслужбы. М., 2002.
Саква Р. Путин: выбор России. М., 2005.
Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985–2001: от Горбачева до
Путина. М., 2001.
Федоров В.В., Цуладзе А.М. Эпоха Путина. М., 2003.
-
БЛОК 3. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (1991 – 2011
гг.)
Аннотация: В современном мире происходит процесс размывания системы национальных
государств, их суверенитет частично передается как на наднациональный (например,
Евросоюз), так и на субнациональный уровень (регионы). Регион становится важным
уровнем политического действия и диалога. Значительное число крупных государств,
в том числе и Россия, имеют сложный территориальный состав (земли, штаты и
т.п.). Причем различия между составными частями иногда настолько значительны,
что трудно объяснить, как эти территориальные единицы сосуществуют вместе.
Следовательно, для подлинного понимания страны и тех процессов, которые в ней
происходят, необходимо огромное внимание уделять изучению регионального фактора.
Современные российские регионы имеют значительные полномочия, а экономические
механизмы, наработанные в субъектах Федерации, нередко распространяются на всю
Россию. Поэтому потребность в специалистах-регионоведах (субъектов Федерации,
регионов РФ) в органах управления значительная.
Примерные темы курсовых работ:
1. Российская Федерация: проблема отношений центра и регионов.
2. Регионы России в условиях перехода к рынку (стратегии выживания).
3. Региональные политические режимы: общее и особенное.
4. Местные элиты и их влияние на развитие регионов.
5. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (“Сибирское
соглашение”, “Большая Волга” и др.).
Литература:
Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. М., 2006.
Иванов В. Путин и регионы. Централизация России. М., 2006.
Стрельников Г.А. Федеративные отношения: становление, развитие, тенденции. М.,
2001.
Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе. М.,
1999.
Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М., 2006.
Экономические проблемы становления российского федерализма. М., 1999.
Научный руководитель - доцент
Д.В.Хаминов
-
История высших учебных, научных заведений и
академических институтов Сибири и Дальнего Востока.
-
Сибирский и Дальневосточный
научно-образовательные комплексы.
-
Томский научно-образовательный комплекс.
-
Роль и место научных исследований Сибири и Дальнего
Востока в годы Великой Отечественной войны.
-
Становление и развитие гуманитарного
образования и науки в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XIX –
начале XXI веков.
-
Научные биографии сибирских историков.
-
Вузовские преподаватели и ученые Сибири и
Дальнего Востока как особая корпорация советской интеллигенции.
-
История сибирского студенчества
(дореволюционный период, 1920-1930-е гг., послевоенное студенчество,
студенчество 1960-х-1980-х гг., современное студенчество).
-
Характерные черты советского права и
особенности его законодательства.
-
Советские нормативные и нормативно-правовые
акты как источник по истории советского периода нашей страны.
-
Правовая политика советского государства и
первые декреты советской власти (историко-правовой анализ).
-
Отраслевое законодательство советского
государства (советские кодексы – содержание, характеристика,
исторические условия их появления).
-
Историко-правовой и сравнительный анализ
советских конституций (1918, 1924, 1936, 1977 гг.).
-
Советское право и законодательство в
переходный период (вторая половина 1980-х – начало 1990-х гг.).
-
Правовая основа и система законодательства
на современном этапе развития Российской Федерации.
-
Специальные исторические дисциплины в системе
исторических знаний.
-
Нумизматка (специальная историческая
дисциплина, изучающая историю монетной чеканки, денежного обращения
и денежно-финансовой политики):
-
Фалеристика (специальная историческая
дисциплина, изучающая историю происхождения наград и наградных
систем).
-
Геральдика (специальная историческая
дисциплина, изучающая историю гербов, символов, эмблем и т.п.).
-
Генеалогия (систематическое собрание
сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в
более широком смысле – наука о родственных связях вообще).
-
Вексиллография (специальная историческая
дисциплина, изучающая историю происхождения флагов, знамен и
штандартов государств, воинских подразделений и т.п.).
Научный руководитель - старший преподаватель
С.А.Меркулов
-
История биографического жанра.
-
Научная биография К.А. Тимирязева.
-
К.Э. Циолковский: пионер космонавтики.
-
Научная биография С.В. Рахманинова.
-
Учёный-путешественник профессор Томского университета В.В. Сапожников.
-
Фотографическое наследие профессора Томского университета В.В. Сапожникова.
-
История музыки в России (на примере одного или нескольких жанров).
-
История современной фотоиндустрии.
-
Историческое развитие операционных систем.
-
История Linux и развитие её дистрибутивов в России.
-
История взаимоотношений корпораций Microsoft и Apple Inc.
-
Развитие «открытых» и «свободных» технологий в современной России.
-
История гипертекстовых технологий.
-
Развитие современного интернет пространства в России (порталы, блоги, социальные
сети, сайты).
Научный руководитель - старший преподаватель
А.Н.Сорокин
-
«Утечка мозгов» из России в 1990-е–2000-е гг. и ее
последствия.
-
Социальная история отечественной науки в XX - начале
XXI вв. Проблема взаимодействия научно-педагогической интеллигенции и
власти. История научного сообщества отечественных ученых и крупных научных
школ.
-
Значение и роль благотворительности в развитии
науки, образования и культуры. История благотворительных фондов и
организаций, биографии меценатов.
-
Образование и наука в современной России и странах
Европы: сравнительно-исторический анализ.
-
Развитие физического образования и физических
исследований в XX-начале XXI вв. Ведущая роль физики в научно-техническом
прогрессе. Научные биографии выдающихся ученых-физиков.
-
Интеграция науки, высшего образования и
промышленности как фактор модернизации России в XX - начале XXI вв.
Научно-образовательные контакты научно-педагогического сообщества Сибири в
XX- начале XXI вв.
-
Научно-образовательный потенциал Сибири в XX -
начале XXI вв.: факторы формирования, тенденции и перспективы в условиях
инновационного развития.
-
Государственная научно-техническая и образовательная
политика в СССР: значение, тенденции, исторический опыт.
-
История молодежного движения в Сибири в советский и
постсоветский периоды.
-
Становление и развитие угольной промышленности
Кузбасса. История крупных угольных предприятий и объединений.
-
История городов и населенных пунктов Кузбасса.
-
Политические портреты государственных и политических
лидеров Сибири.
-
История средств массовой информации в Сибири.
История телевизионных и радиовещательных компаний Сибири.
-
Средства массовой информации и историческая память
молодежи о переломных точках отечественной истории.
-
Социальные сети (Вконтакте, Facebook, Одноклассники
и др.) как источник для изучения современной молодежи. Значение социальных
сетей в формировании и трансформации исторической памяти молодежи.
-
«Устная история» как исторический источник.
|