Африка: важный политический приоритет
в новом стратегическом плане Буша

Джеймс Фишер-Томпсон
сотрудник "Вашингтонского файла",
Отдел по делам Африки,
Офис международных информационных программ
Государственного департамента США

В соответствии с новой Стратегией национальной безопасности Президента Буша "Африка играет важную роль в обеспечении мира и безопасности во всем мире и будет получать от Соединенных Штатов всю необходимую помощь, имеющую своей целью содействие всеобщему политическому и экономическому развитию этого континента, – пишет корреспондент "Вашингтонского файла" Отдела по делам Африки Джеймс Фишер-Томпсон. Он беседовал с целым рядом нынешних и прошлых государственных деятелей США, а также известных американских ученых-африканистов о том, что говорится в Стратегии национальной безопасности о политике США в отношении африканского континента.

Должностные лица США, а также ряд известных ученых-африканистов, с каждым из которых наш корреспондент провел недавно отдельные беседы, сходятся на том, что новый план национальной безопасности Президента Буша стал наглядным свидетельством того, что стабильная и демократическая Африка остается одной из приоритетных целей правительства США. Согласно "Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки", представляющей собой план действий, обнародованный Белым домом 20 сентября, Африка играет важную роль в обеспечении мира и безопасности во всем мире и будет получать от Соединенных Штатов всю необходимую помощь, имеющую своей целью содействие всеобщему политическому и экономическому развитию этого континента.

Ведущий разработчик политики в отношении Африки в Государственном департаменте США помощник Государственного секретаря по делам Африки Уолтер Кэнстейнер, высказал подобную точку зрения в своем выступлении о разрешении конфликтов в Фонде наследия в ноябре 2002 года. "Я с удовлетворением отмечаю, что для нынешней администрации Африка имеет большое значение, и, по моему мнению, это находит отражение в докладе Президента по вопросам национальной безопасности". Заглядывая в будущее, Кэнстейнер добавил: "Я считаю, что Африка по-прежнему будет играть важную роль в наших национальных интересах...", со временем "приобретая все большее значение для Соединенных Штатов".

Специалист по Африке в Фонде наследия Бретт Шафер не усматривает ничего неожиданного в том, что в стратегическом плане этот континент занимает столь видное место. "Я полагаю, что фактически уже где-то в течение последнего года Президент акцентирует внимание на Африке, – считает Шафер. – Тогдашний министр финансов Пол О'Нил совершил туда продолжительную поездку, Буш объявил об открытии Фонда "Проблемы нового тысячелетия" (50 процентов которого предназначается для Африки), а также обнародовал инициативы по борьбе с ВИЧ/СПИДОМ и обеспечению водой, каждая из которых ориентирована на Африку. Поэтому вполне естественно, что в этом документе по безопасности Африке отведено соответствующее место».

"С точки зрения национальной безопасности, рекомендации нынешней администрации носят весьма последовательный характер, – добавляет Шафер. – Они сосредоточивают внимание на уменьшении масштабов конфликтов и нестабильности в Африке, что выступает одним из весомых приоритетов. Кроме того, для достижения этих целей нынешняя администрация хочет работать вместе со своими европейскими союзниками, особенно если возникнет необходимость в проведении миротворческих операций".

По последнему пункту Шафер высказывает мнение о том, что "при всей своей значимости Африка совершенно очевидно не выступает территорией, на которой Америка стремилась бы разместить большие контингенты войск. Поэтому нынешняя администрация старается приумножить свое влияние, действуя вместе с другими странами, такими как региональные державы, упомянутыми в Стратегии".

В отличие от Шафера директор программ по Африке в Центре стратегических и международных исследований (ЦСМИ) Стив Моррисон утверждает, что акцент, который делается на Африке в стратегическом плане, представляется "достаточно сенсационным на нескольких уровнях. Во-первых, на концептуальном уровне это означает отход от обычного характера ведения дел, потому что в новой стратегии по предотвращению терроризма говорится: "Разоренные, пребывающие в состоянии хаоса места, которые раньше считались маргинальными, теперь, в сущности, имеют приоритетное значение, поскольку могут стать местами образования теневых сетей терроризма". Во-вторых, "прямое упоминание и определение Кении, Эфиопии, Судана и Нигерии в качестве ключевых партнеров" уникально для подобного программного документа. И, в-третьих, "утверждение о том, что мы будем работать весьма активно с этими четырьмя государствами и другими странами над урегулированием субрегиональных кризисов", представляется новым.

Стратегический план Буша "поднимает на новую высоту возможные уровни достижений и намечает гораздо более смелый набор дипломатических и политических средств, которые в настоящее время Америка готова применить для оказания помощи африканцам" с целью борьбы с такими губительными явлениями, как коррупция, политическая нестабильность, терроризм и болезни, поясняет Моррисон.

Председатель подкомитета Палаты представителей по Африке, член Палаты представителей Эд Ройс (республиканец от штата Калифорния) следующим образом прокомментировал большое значение плана: "Я рад тому, что в своей Стратегии национальной безопасности администрация Буша подчеркнула чрезвычайную важность Африки для интересов США. Имеет очень большое значение тот факт, что мы налаживаем стратегические взаимоотношения со странами и региональными организациями Африки с целью обеспечения нашей взаимной безопасности".

Говоря об экономическом значении плана, этот конгрессмен добавил: "Мы с Президентом едины в своей убежденности в том, что одним из путей значительного расширения политической и экономической свободы на африканском континенте служит рост торговли и инвестиций".

В условиях, когда борьба с терроризмом составляет главную приоритетную задачу правительства США в области внешней политики, в стратегическом документе Буша подчеркивается, что Америка никогда не сможет чувствовать себя в безопасности до тех пор, пока в мире будут в большом объеме наблюдаться экономические лишения и политическая нестабильность. В предисловии к своему плану Президент Буш отметил: "Бедность не превращает бедняков в террористов и убийц. Однако наличие бедности, слабых институтов и коррупции может сделать слабые государства уязвимыми для возникающих на их территории сетей террористов и картелей наркодельцов".

Согласно стратегическому плану, в Африке "перспективы и возможности существуют рядом с болезнями, войнами и отчаянной нищетой. Это представляет собой угрозу как одной из основных ценностей Соединенных Штатов – сохранению человеческого достоинства, так и выполнению нашей главной приоритетной задачи – борьбе с глобальным терроризмом". Поэтому, говорится в плане, правительство США "будет работать вместе с другими странами с целью превращения африканского континента в континент, живущий в условиях свободы, мира и растущего процветания".

В разделе стратегического плана Буша, носящем название "Работа с другими странами по предотвращению и урегулированию региональных конфликтов" приводятся три основные "взаимосвязанные стратегии" для лиц, определяющих политику США:

  • работа со странами, "оказывающими значительное влияние на своих соседей, такими как ЮАР, Нигерия, Кения и Эфиопия;

  • координация усилий с европейскими союзниками и международными институтами, что имеет "жизненно важное значение для конструктивного посредничества в конфликтах и проведения успешных операций по установлению мира, и

  • оказание помощи "способным к реформированию государствам и субрегиональным организациям" Африки, которые "подлежат укреплению в качестве основных средств борьбы с транснациональными угрозами на устойчивой основе".

Бывшему помощнику Государственного секретаря по делам Африки Херману Коэну внимание к Африке в документе о национальной стратегии представляется "отрадным явлением, но не большим сюрпризом". Он говорит: "Хорошо, что он Буш подчеркнул аспект развития, поскольку африканцы предпринимают серьезные попытки проведения реформ, несмотря на то, что, в отличие от некоторых других регионов мира, Африка не представляет собой источника терроризма".

Бывший посол США в Сенегале Коэн, который в настоящее время возглавляет свою собственную консалтинговую фирму, считает, что "Африка пострадала от террористических нападений на посольства США в Кении и Танзании в 1998 году, но источник этих нападений находился за пределами" африканского континента. "Я не могу припомнить ни одного случая антиамериканских террористических нападений, которые проистекали бы из самой Африки. Кроме того, нет африканцев в составе групп, совершавших антиамериканские террористические нападения – "Аль-Кайды" и всех прочих – даже несмотря на то, что 50 процентов африканцев мусульмане, причем правоверные мусульмане".

Коэн отметил, что "африканские страны сотрудничают с властями США в борьбе против терроризма и проводят такие политические и экономические реформы для привлечения инвесторов. Таким образом, совершенно естественным представляется то, что нынешняя администрация рассматривает Африку как достойную оказания помощи в целях развития, направленной на расширение торговли и инвестиций".

Ройс говорит: "Увеличивая объем торговли с африканскими странами, мы повышаем потенциал их правительств и уровень жизни африканцев, совместно строя сильное государство, в котором люди могут пользоваться своими свободами и в котором террористы оказываются не в состоянии преуспевать с такой легкостью. Следует отметить, что в прошлом году объем торговли со странами этого континента увеличился, в то время как объем торговли с другими континентами остался на том же уровне или сократился".

Он добавил: "Помимо работы с Конгрессом по расширению льгот, предоставляемых Законом об экономическом росте и создании благоприятных возможностей в Африке (ЗЭРСБВА), администрация Буша также находится в процессе разработки соглашений о свободной торговле с Марокко и странами Таможенного союза Южной Африки". В августе нынешнего года Президент Буш подписал в качестве закона обновленный вариант торгового законопроекта под названием ЗЭРСБВА II, который предоставляет более 35 имеющим на это право государствам, расположенным к югу от Сахары, еще большие преимущества в результате создания благоприятных условий торговли.

Помимо пунктов, упомянутых Ройсом, в Стратегии национальной безопасности дается характеристика помощи, предоставляемой африканскому континенту правительством США, которая включает в себя:

  • Обеспечение такого положения, при котором правила Всемирной торговой организации по защите интеллектуальной собственности становятся "достаточно гибкими для того, чтобы позволить развивающимся странам получить доступ к основным медикаментам и другим медицинским средствам борьбы с такими чрезвычайно опасными болезнями, как ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия";

  • Расширение и ускорение темпов предоставления помощи по развитию в форме нового фонда "Проблемы нового тысячелетия", объем которого составляет много миллиардов. Пятьдесят процентов этой помощи поступит имеющим на это право африканским странам, которые, по выражению Буша, "управляются по справедливости, вкладывают капиталы в улучшение положения своего народа и способствуют экономической свободе", и

  • Внесение предложения о 18-процентном увеличении взносов США в Международную ассоциацию развития (МАР), фонд Всемирного банка, предназначенного для бедных стран, и Африканский банк развития (АФБР).

Внесение предложения о 18-процентном увеличении взносов США в Международную ассоциацию развития (МАР), фонд Всемирного банка, предназначенного для бедных стран, и Африканский банк развития (АФБР).

"Заниматься африканскими делами означает выполнять трудную работу, но африканский континент действительно нуждается в институциональном развитии с целью налаживания сотрудничества, и Соединенные Штаты могут помочь в этом" посредством работы с иностранными союзниками, а также с имеющимися на континенте региональными организациями, считает И. Уильям Зартман, директор Программы урегулирования конфликтов Школы передовых международных исследований при Университете Джонса Хопкинса (ШПМИ) и бывший заведующий кафедры по изучению Африки.

Он подчеркнул, что отведение центрального места в стратегическом плане обеспечения безопасности координации усилий с "европейскими союзниками" представляется "абсолютно целесообразным, особенно когда речь идет о французах".

"Пора совместно с Францией приступить к преодолению их и нашего "Фашодского комплекса", в результате которого французы рассматривают любую активность со стороны Америки или любое американское присутствие в Африке как попытку вытеснить их с этого континента, а мы продолжаем считать, что французам свойственны пережитки колониализма. Нам необходимо положить конец этому взаимному потоку обвинений, который принес нам столько вреда и боли", – говорит Зартман.

Говоря о содержащемся в стратегическом докладе призыве к укреплению "способных к реформированию государств и субрегиональных организаций Африки" этот ученый из ШПМИ сказал: "Я считаю, что самой важной реформой из всех, предложенных для Африки за последнее десятилетие, была та, которую выработало Совещание по безопасности, стабильности, развитию и сотрудничеству в Африке (СБСРСА) и которая содержится в так называемом "Кампалском документе". Эта инициатива стала самой значительной программой перемен на африканском континенте и заслуживает нашей поддержки".

Недавно Зартман вместе со своим коллегой-африканистом Франсисом Денгом написал по данной теме книгу "Стратегическая перспектива для Африки". Несмотря на то, что СБСРСА приобрело несколько фрагментарный характер, отметил он, часть его "духа" – идея об оправданности вмешательства группы государств в дела другого государства в случае наличия в последнем грубых нарушений прав человека – была взята на вооружение новым Африканским союзом (АС), правопреемником Организации африканского единства (ОАЕ).

Ученый отметил, что это произошло, поскольку моделью для СБСРСА стали Хельсинкские соглашения 1975 года, которые делали акцент на правах человека, что, в конечном счете, внесло свой вклад в распад Советского Союза. Зартман пояснил, что подобно хельсинкским "корзинам", то есть различным группам проблем, рассматривавшихся в этом соглашении, СБСРСА имеет ряд своих корзин под названием "калабаши" (вместилища из выдолбленной местной древесной породы или высушенной тыквы-горлянки). Зартман добавил, что, судя по всему, наличие "калабашей", содержащих проблемы развития, нашло достаточно широкое отражение в Новом партнерстве по развитию Африки (НПРА)".

НПРА представляет собой социально-экономическую основу развития, сформулированную лидерами африканского континента, такими как Президент ЮАР Табо Мбеки, и в настоящее время утвержденную Африканским союзом. Будучи уникальным среди аналогичных проектов развития, НПРА включает в себя "механизм внутреннего анализа", способствующего проведению политических реформ и повышению уровня прозрачности в странах, имеющих право стать участниками этого партнерства.

В разработанном Белым домом плане обеспечения безопасности АС удостоен особого упоминания, и о нем говорится следующее: "Переход к Африканскому союзу с его заявленной приверженностью добросовестному руководству и проявлению общей ответственности за демократические политические системы открывает благоприятные возможности укрепления демократии на континенте".

Это "представляет собой шаг в правильном направлении", считает бывший помощник Государственного секретаря Коэн, поскольку "АС, а также такие низовые усилия, как НПРА представляются подлинной попыткой осознать, почему наблюдается отставание в развитии Африки. Они обнаружили, что одной из причин этого отставания служит плохая экономическая политика, которую необходимо реформировать, а также что отстают процессы налаживания добросовестного управления и утверждения демократии, составляющие необходимое условие стимулирования инвестиций".

Будучи идеей таких лидеров, как Президент Нигерии Олусегун Обасанджо и Президент ЮАР Табо Мбеки, НПРА в равной степени представляет собой руководство по развитию на африканском континенте и соответствующий план действий. Недавно помощник Государственного секретаря Уолтер Кэнстейнер с похвалой отозвался об этой программе, отметив: "В основе НПРА ...лежит представление о том, что добросовестное управление должно не только ожидаться, но и требоваться".

Далее Кэнстейнер сказал: "Это совершенно иная перспектива, по сравнению с той, которую мы наблюдали в прошлом, и мы полагаем, что она имеет большое значение – мы полностью принимаем ее".

Коэн охарактеризовал НПРА "как весьма обнадеживающее, поскольку в нем дело не сводится лишь к указаниям со стороны США о том, что нужно делать. Здесь африканцы сами признают наличие у них той или иной проблемы и предпринимают шаги для ее решения".

Принимая во внимание вышесказанное, отведение в стратегическом плане обеспечения безопасности центрального места Закону об экономическом росте и создании благоприятных возможностей в Африке (ЗЭРСБВА) также представляется правильным шагом, считает Коэн, поскольку, "если посмотреть на некоторые показатели торговли за период с момента вступления в силу ЗЭРСБВА два года тому назад, то видно, что наибольшего успеха в контексте экономического роста добились государства, получающие выгоду от действия ЗЭРСБВА. Так, например, ЮАР экспортирует легковые автомобили марки "БМВ" на рынок США.

Это означает, что "множество рабочих ЮАР и членов их семей теперь живут лучше благодаря ЗЭРСБВА", подчеркнул Коэн. Затем он добавил: "Лично я считаю, что именно в таком развитии событий и нуждается Африка – получении более высоких доходов от торговли с тем, чтобы правительства получали средства для предоставления своим народам большего объема социальных услуг и расширения инфраструктуры, включая обеспечение своих граждан чистой водой и электричеством".

Шафер, представляющий "Фонд наследия", согласился с Коэном, отметив при этом, что, "в общем и целом, упомянутый закон о торговле был и остается для африканского континента весьма значительным успехом в области экспорта". Однако он разошелся с Коэном в оценке значимости вновь созданного АС. "Я с некоторым скептицизмом отношусь к АС, – сказал он. – Мне кажется, что этот союз представляет собой старую организацию "в новой упаковке".

Затем Шафер добавил: "Обещания выглядят заманчиво, но АС не проявляет желания подвергнуть суровой критике одного из лидеров, совершивших на африканском континенте самые ужасающие злодеяния против своего народа – Президента Зимбабве Роберта Мугабе. Подобное нежелание представляется ярким примером слабости этой организации, и подтверждает тот факт, что, судя по всему, африканские страны не хотят призывать к ответу друг друга".

Для того чтобы в условиях новой глобальной экономики, которую разработчики политики считают одной из важных предпосылок политического благополучия и безопасности, Африку не обошли стороной или не оставили "на обочине", правительство США выделяет соответствующие средства. Только в 2001 году оно внесло свой вклад в размере более 1,1 миллиарда долларов на выполнение программ развития и оказание гуманитарной помощи в странах, расположенных к югу от Сахары. США выступают самым крупным донором программ борьбы с ВИЧ/СПИДом на африканском континенте, а также самым крупным участником программ помощи, реализуемых в таких странах, как Сьерра-Леоне, Либерия и Сомали.