Союзники, друзья и партнеры: международное сотрудничество
в области Стратегии национальной безопасности

Ричард Л. Армитадж
заместитель Государственного секретаря США

"11 сентября стало днем разрушения в американской и всемирной истории. Но вместе с тем эти страшные события принесли и некоторую пользу, – считает заместитель Государственного секретаря Ричард Л. Армитадж. – В каком-то смысле Стратегия национальной безопасности отражает более фундаментальную глобальную перестановку, когда все страны имеют возможность по-новому определить свои приоритеты. Переосмысливая наши приоритеты, мы также имеем возможность ориентировать международные партнерства не только на победу в войне с терроризмом, но и на решение всех транснациональных проблем, стоящих перед государствами".

В конце прошлого месяца, когда американцы готовились праздновать День благодарения, народ Шри-Ланки тоже испытывал благодарность. 25 ноября представители 22 стран, включая Соединенные Штаты, собрались в Осло (Норвегия), чтобы взять на себя обязательство оказывать политическую и финансовую поддержку шриланкийскому мирному процессу, который давал реальную надежду положить конец двум десятилетиям насилия и террора.

Этот день стал наглядным напоминанием о том, что даже в такой небольшой стране, как Шри-Ланка, для урегулирования конфликта необходима поддержка от коалиции международных партнеров. Этот день послужил также напоминанием о том, что ни одна страна не может рассчитывать на эффективное противодействие проблеме терроризма, а также условиям, которые могут порождать такое насилие, без помощи других стран и организаций.

Сегодня, на заре 21-го века, Соединенные Штаты занимают уникальное положение. Это страна, обладающая ни с чем не сопоставимой дипломатической, экономической, военной и культурной мощью. Наш народ имеет больше средств и возможностей для защиты и продвижения своих интересов в мире, чем в любой другой момент нашей истории. Как нация, мы несем более высокую ответственность за осуществление лидерства, чем когда-либо прежде.

Тем не менее, при всем своем влиянии, Соединенные Штаты сталкиваются примерно с теми же проблемами безопасности, что и такие страны, как Шри-Ланка. Действительно, ни одна страна не может надеяться успешно справиться с серьезнейшими проблемами нынешнего века в одиночку.

В этом состоит фундаментальный, основополагающий принцип выдвинутой Президентом Бушем Стратегии национальной безопасности. В этом документе не только специальная глава посвящена стратегическому значению альянсов и партнерств, но и почти на каждой странице подчеркивается необходимость сотрудничества с другими странами, институтами и организациями. Международное сотрудничество – незаменимый компонент стратегии, ориентирована ли она на ведение войны с терроризмом, сохранение региональной стабильности, расширение торговли и развития, поддержание дружественных связей с мировыми державами или противодействие таким транснациональным проблемам, как оружие массового поражения, инфекционные заболевания и международная преступность.

Приверженность США международному сотрудничеству отражает не только прагматизм, но и принцип, пронизывающий всю нашу историю и концепцию будущего. Как четко указано в президентской Стратегии национальной безопасности, внешняя политика США будет служить не только американскому народу, но и "делу человеческого достоинства" на всех континентах. Это смелая задача, обязывающая нас не только одержать победу в войне с терроризмом, но и использовать уроки этой войны и отношения, сформированные в ходе этой войны, в решении всех других проблем, с которыми мы столкнемся в 21-м веке. Будучи ведущим учреждением, которое занимается развитием и поддержанием международных отношений сейчас и в будущем, Государственный департамент США, в частности, играет ключевую роль в реализации этой концепции. И Государственный секретарь Колин Пауэлл, как представитель Президента на этом направлении работы, воспринимает свою ответственность за построение этих отношений и организацию усилий Госдепартамента со всей серьезностью и ответственностью.

Основная обязанность любого правительства – защищать тех, кем оно управляет. Следовательно, главный стратегический приоритет Президента Буша – защита американского народа от новой террористической атаки. Однако, как показывают недавние взрывы на Бали и в Кении, терроризм – это мрачная реальность во всем мире и угроза всем странам и народам. Поэтому наша реакция и последствия нашей политики должны быть глобальными. Хотя Соединенные Штаты всегда будут сохранять за собой право действовать самостоятельно в своих собственных интересах, наша национальная безопасность укрепляется, когда другие страны играют конструктивную, активную роль, помогая Соединенным Штатам защищаться. С учетом глобальных амбиций террористов, национальная безопасность сегодня зависит от того, насколько хорошо все страны будут защищать друг друга, а не просто от того, насколько хорошо одна страна защищает себя.

И хотя коалиционное ведение войны старо, как сама война, сегодняшняя антитеррористическая коалиция беспрецедентна по масштабам и охвату. В рамках грандиозной дипломатической инициативы Соединенные Штаты объединились примерно со 180 другими странами для противодействия угрозе терроризма с использованием всех доступных нам средств – разведданных, финансов, правоохранительных мер и военных операций. Организация Объединенных Наций создала основу для такой всеобъемлющей коалиции, приняв резолюцию 1373 Совета Безопасности, которая обязала все страны активно бороться с финансированием, вербовкой, транзитом, предоставлением безопасного убежища и другими формами поддержки террористов и их сторонников, а также содействовать контртеррористическим усилиям других стран.

Глобальная сеть альянсов и партнерств Америки, многие из которых сформировались в соответствии с задачами холодной войны, быстро адаптировалась к сложившимся после 11 сентября условиям в области безопасности. Например, непосредственно после событий этого дня НАТО, АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия и США) и Организация американских государств впервые прибегли к созданным 50 лет назад механизмам самообороны. Так, силы НАТО, собранные из европейских стран, патрулировали американское воздушное пространство в течение многих месяцев после терактов. Другие многосторонние институты изменили свой курс в соответствии с актуальными потребностями. Специальная финансовая группа, первоначально сформированная для отслеживания средств, подпитывающих международную торговлю наркотиками, взяла на себя инициативу отыскания денежных следов, ведущих к террористам. Страны "Большой восьмерки" приняли меры по защите глобальных коммерческих и коммуникационных сетей, в том числе путем размещения таможенных инспекторов в портах друг друга в рамках Инициативы по охране контейнеров. Сформировались и новые отношения. Например, американские дипломаты впервые договорились с государствами Центральной Азии о правах доступа к воздушному пространству и его использования американскими и коалиционными силами.

Это взаимоукрепляющее сочетание специальных альянсов и более официальных механизмов позволило в течение последних 14 месяцев вести стабильную и успешную кампанию. Военные операции коалиции привели к выдворению "Аль-Кайды" из Афганистана, ликвидации ее инфраструктуры и уничтожению или пленению многих ее боевиков. Остальные все еще скрываются или обращены в бегство. Сотрудничество в области обмена разведданными и правоохранительной деятельности позволило арестовать или задержать почти 2300 подозреваемых террористов в 99 странах и предотвратить многие, хотя, к сожалению, не все нападения на гражданские объекты по всему миру. Более 160 стран заморозили принадлежавшие террористам и их сторонникам активы на общую сумму свыше 100 млн. долларов. В каждом из этих мероприятий работники внешнеполитических ведомств сыграли ключевую роль в обеспечении необходимых договоренностей и действий.

Помимо ведения войны и создания долгосрочного потенциала для борьбы с терроризмом, нынешняя международная коалиция также сыграла важнейшую роль в освобождении Афганистана. Хотя эти усилия носят отчасти гуманитарный характер, это еще и важная мера безопасности. Слишком долго Афганистан служил для террористов и полигоном, и стартовой площадкой. Мир и стабильность в Афганистане отвечают прямым интересам не только 23 млн. жителей этой страны, но и населения соседних государств, пострадавшего от дестабилизирующих волн наркотиков, преступников и беженцев из Афганистана, а также всех стран мира, чьи усилия в области укрепления власти закона подвергаются риску со стороны "Аль-Кайды".

Десятилетия войны принесли Афганистану гигантские разрушения. Стране недостает всего – от элементарной инфраструктуры до институтов гражданского общества, причем на восстановление всего этого уйдут значительные ресурсы. Отметим только, что восстановление мощеной дороги от Кабула до Герата будет стоить, по меньшей мере, около 260 млн. долларов, и только один этот проект потребует согласованного выделения ресурсов Японией, Саудовской Аравией и Соединенными Штатами. Сегодня для того, чтобы удержать Афганистан от хаоса, понадобятся последовательные политические и финансовые обязательства международного сообщества и упорная дипломатическая работа по обеспечению выполнения этих обязательств.

Параллельные кампании по разгрому терроризма и восстановлению Афганистана создают большую нагрузку на мировые ресурсы и являются испытанием решимости международного сообщества. Лидерство США – и особенно дипломатическое лидерство Государственного департамента – сыграло важнейшую роль в мобилизации и ресурсов, и решимости с далеко идущими последствиями. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, "ведя кампанию против терроризма, мы формируем новые плодотворные международные отношения и по-новому определяем уже существующие – в соответствии с проблемами 21-го века". Подобно терроризму, многие проблемы 21-го века будут по природе своей транснациональными – от распространения оружия массового поражения до необходимости добиться того, чтобы все страны выигрывали от глобализации экономики, и до распространения инфекционных заболеваний. Даже внутренние беспорядки будут иметь региональные последствия. Эти транснациональные проблемы потребуют транснациональных решений, и нынешняя война помогает Соединенным Штатам вырабатывать необходимые формы и навыки сотрудничества.

Альянсы и соперничества времен холодной войны, получившие новое толкование применительно к веку терроризма, проявляют многообещающие признаки гибкости. В частности, как отмечается в Стратегии национальной безопасности, у Соединенных Штатов в будущем может появиться новая возможность, когда "основные центры глобальной власти" будут больше сотрудничать и меньше соперничать. Начиная с того момента, когда Президент России Владимир Путин сразу же после терактов 11 сентября 2001 года выразил соболезнования и поддержку, американо-российское сотрудничество в войне с терроризмом носит беспрецедентный характер по своей широте, глубине и открытости. Соединенные Штаты наладили также новые отношения с Китаем, который оказал ценную помощь в отслеживании финансовых потоков террористов. В обоих случаях пересечение наших нынешних усилий открывает новые возможности для диалога в традиционно сложных областях, включая вопросы региональной безопасности, распространение оружия массового поражения, проблемы, связанные с правами человека, и такие ключевые вопросы торговли, как вступление во Всемирную торговую организацию.

Многосторонние институты также проявляют признаки нового роста. После широких дипломатических усилий США Организация Объединенных Наций, например, приняла резолюцию 1441, заняв жесткую новую позицию против угрозы, создаваемой наличием у Ирака химического, биологического и, возможно, ядерного оружия. НАТО также провело реформы для удовлетворения современных потребностей. На недавнем саммите в Праге НАТО пригласило семь европейских государств стать новыми членами организации, подтвердило свою приверженность развитию обновленного военного потенциала и подчеркнуло свои новые и углубляющиеся отношения с Россией, Средней Азией и другими регионами за пределами Европы.

Международное осознание того факта, что подлежащие негативные условия – такие, как репрессии, бедность и болезни – представляют угрозу для международной стабильности, также стимулирует развитие новых механизмов сотрудничества. Лидерство США имеет ключевое значение и для этих усилий, но будет по-настоящему эффективным лишь постольку, поскольку позволяет добиться встречных обязательств от других стран. ВИЧ/СПИД, к примеру, создает острейший кризис в здравоохранении и, в конечном счете, риск для стабильности многих регионов. Соединенные Штаты сделали первоначальный и крупнейший разовый взнос в новый Глобальный фонд, созданный по инициативе "Большой восьмерки" (группы восьми промышленно развитых стран) и одобренный ООН, для предотвращения распространения этого заболевания и для ликвидации его последствий. К настоящему времени общая сумма средств в этом фонде достигла 2,1 млрд. долларов. На проходившей в Монтеррее конференции ООН по финансированию развития и в рамках других подобных инициатив Соединенные Штаты помогли выработать новые подходы к международной помощи, основанные на принципах подотчетности, финансовой ответственности и эффективного управления. Так, США учредили фонд "Проблемы нового тысячелетия" в размере 5 млрд. долларов (50-процентное увеличение средств, выделяемых Соединенными Штатами на международную помощь), средства с которого будут распределяться в соответствии с этими базовыми принципами.

В конечном счете, эти навыки и формы сотрудничества приобретут устойчивый характер ввиду императивов прагматизма и принципиальности. Во-первых, сотрудничество в противодействии транснациональным проблемам отвечает собственным интересам очень многих стран, а, во-вторых, государства привержены определенным общим ценностям. Террористы, например, представляют явную и прямую угрозу для власти закона, для международных норм и стандартов человеческого достоинства и, в конце концов, для самой международной системы государств.

11 сентября стало днем разрушения в американской и всемирной истории, но, пожалуй, эти страшные события принесли и некоторую пользу. В каком-то смысле Стратегия национальной безопасности отражает большую глобальную перестановку, когда все страны имеют возможность по-новому определить свои приоритеты. Переосмысливая свои приоритеты, мы также имеем возможность ориентировать международные партнерства не только на победу в войне с терроризмом, но и на отражение всех транснациональных проблем, стоящих перед государствами. От этого выиграют все страны мира – от Шри-Ланки и Афганистана до Америки.