Экономические приоритеты Стратегии национальной безопасности

Алан П. Ларсон,
заместитель Государственного секретаря по вопросам экономики,
бизнеса и сельского хозяйства

"В Стратегии национальной безопасности учитывается необходимость укрепления нашей экономической безопасности, расширения торговли и инвестиций и содействия экономическому развитию, – говорит заместитель Государственного секретаря Алан П. Ларсон. – Мы работаем над решением этих задач, прибегая к средствам дипломатии и распространяя опыт наш собственного развития, опирающегося на политические и экономические свободы. Успешное решение этих задач экономической политики представляет собой одно из основных слагаемых Стратегии национальной безопасности".

Предложенная Президентом Стратегия национальной безопасности имеет целью "сделать мир не только более безопасным, но и более благополучным". А благополучный мир и есть более безопасный мир. Национальная безопасность и глобальное экономическое процветание неразрывно связаны между собой.

Экономическая мощь и жизнеспособность – это тот фундамент, на который опирается наша национальная безопасность. Экономическая составляющая Стратегии национальной безопасности предполагает решение трех приоритетных задач:

Во-первых, мы должны обеспечить экономическую безопасность, сделав экономику США и глобальную экономику более устойчивой к экономическим потрясениям.

Во-вторых, мы должны способствовать глобальному процветанию путем расширения торговли и инвестиций между странами.

В-третьих, мы должны обеспечить полноценное участие бедных стран в общемировом подъеме благосостояния.

Экономическая безопасность

Для того чтобы обеспечить свою экономическую безопасность, мы должны в ближайшие годы сосредоточить внимание на решении четырех задач. Мы должны развивать диверсифицированные и надежные источники энергии, обеспечить надежность и безопасность международных пассажирских и грузовых перевозок, блокировать каналы финансирования террористов, а также обеспечить стабильность международной финансовой системы и экономическую стабильность ключевых союзников.

Энергетическая безопасность: В тексте Стратегии национальной безопасности сказано: "Мы намерены укреплять свою энергетическую безопасность и повышать уровень общемирового благосостояния путем взаимодействия с нашими союзниками, торговыми партнерами и поставщиками энергоресурсов на пути расширения разнообразия источников и видов энергии, особенно в Западном полушарии, в Африке, Центральной Азии и Каспийском регионе. Кроме того, мы намерены и дальше взаимодействовать с нашими партнерами в целях создания более чистых и энергосберегающих технологий".

Мы должны обеспечить наличие надежных поставок энергии по разумных ценам, что способствовало бы экономическому росту и процветанию, а также препятствовать использованию нефти в качестве инструмента влияния и давления. Мы должны решить ряд трудных проблем на международных рынках нефти. Две трети разведанных в мире запасов нефти находятся на Ближнем Востоке. Так же, как и Соединенные Штаты, Европа и Япония удовлетворяют все большую часть своих потребностей в нефти за счет ее импорта. Последствия любых срывов в системе глобальных поставок нефти будут ощущаться всеми участниками глобальной экономики. Кроме того, значительные запасы нефти находятся под контролем так называемых "проблемных" государств.

Интересы нашей энергетической безопасности требуют наличия надежной международной стратегии и тесного сотрудничества с другими странами. Взаимодействуя с Международным энергетическим агентством, мы уже взяли на вооружение проверенный подход, позволяющий предотвращать ущерб мировой экономике от внезапных потрясений на рынках нефти. В среднесрочном и долгосрочном плане необходимо обеспечить увеличение и диверсификацию производства энергии и в Соединенных Штатах, и в надежных странах-производителях. В рамках этих усилий мы способствуем формированию в целом ряде стран более благоприятного климата для инвестиций в нефтяную отрасль и активно помогаем совершенствованию инфраструктуры, необходимой для получения доступа к относительно новым поставщикам, в том числе в Каспийском и Среднеазиатском регионах.

Транспортная безопасность: Безопасность воздушных и морских перевозок, а также наличие надежных границ выступают важнейшим условием нашей экономической безопасности и благополучия. Мы ведем неустанную работу с правительствами зарубежных стран и международными организациями в целях обеспечения безопасности грузовых и пассажирских перевозок через наши границы. Во взаимодействии с Международной организацией гражданской авиации мы разрабатываем и внедряем еще более надежную программу контроля за безопасностью аэропортов. Самыми быстрыми темпами осуществляется укрепление дверей кабины пилотов на самолетах. Внедряются более строгие процедуры визового контроля и пропускного режима работников транспортной сферы.

Мы также должны сделать так, чтобы террористы не могли тайно перевозить опасные материалы или сами пересекать наши морские и сухопутные границы. В партнерстве с зарубежными странами мы начинаем реализацию Инициативы по безопасности контейнерных перевозок и других мер, предусмотренных выработанной "Большой восьмеркой" (группой восьми промышленно развитых стран) Программой совместных действий по обеспечению транспортной безопасности, а также Инициативой о безопасной торговле в регионе АТЭС, выдвинутой форумом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Эти действия дадут нам возможность осуществлять проверку содержимого прибывающих в Соединенные Штаты контейнеров на предмет наличия в них опасных материалов и оружия массового поражения, а также прослеживать их путь к террористам, которые могут использовать эти материалы и оружие против нас. Наряду с этим мы должны содействовать и Международной морской организации в обеспечении выполнения международных стандартов, касающихся морских перевозок и портовых сооружений.

Финансирование терроризма: Террористы получают поддержку через разветвленные сети финансовых покровителей и посредников. Они добывают денежные средства для финансирования своих операций путем совершения обычных уголовных преступлений, таких как мошенничество, вымогательство, похищение людей и коррумпированная торговля. Они создают подставные компании, уводят в тень прибыли от законного бизнеса и используют в своих интересах деятельность благотворительных и некоммерческих организаций. Они переводят денежные средства по каналам официальных и неофициальных финансовых систем и занимаются контрабандой валюты, драгоценных металлов и камней. Такого рода эксплуатация международных финансовых сетей и благотворительных организаций создает угрозу общественной безопасности и подрывает жизнеспособность легитимных институтов. Международное сообщество должно выработать единую глобальную стратегию, которая позволяла бы лишать террористов доступа к финансовым средствам, необходимым им для совершения своих бесчеловечных акций, а также использовать оставляемые ими финансовые следы для выявления и ликвидации террористических групп.

Соединенные Штаты возглавляют международные усилия – на основе международных норм, выработанных Организацией Объединенных Наций и Группой по борьбе с финансовыми преступлениями (ФАТФ) – по созданию режимов противодействия финансированию террористов, призванных выявлять и замораживать принадлежащие террористам активы, способствовать повышению уровня отчетности и прозрачности финансовых сделок, блокировать доступ террористов к официальным и неофициальным финансовым системам и предотвращать использование благотворительных механизмов для сбора средств на цели терроризма. Вместе с нашими союзниками мы будем оказывать необходимую техническую помощь странам, находящимся на переднем крае борьбы с финансированием терроризма.

Финансовая стабильность ключевых союзников: Начав войну с терроризмом, мы заручились поддержкой многих стран мира. Мы заинтересованы в том, чтобы страны, находящиеся на линии фронта в этой войне, не оказались перед угрозой экономической и финансовой нестабильности. Мы оказываем необходимую поддержку этим государствам путем активного взаимодействия с другими странами, международными финансовыми институтами (МФИ) и частным сектором в целях предотвращения финансовых кризисов и более эффективного разрешения таких кризисов, если они все-таки происходят. Содействие развитию региональной торговли станет еще одним важным фактором стимулирования экономического роста в ключевых прифронтовых государствах, таких как Афганистан и Пакистан.

Мы работаем над устранением финансовых диспропорций (особенно в Латинской Америке), способных привести к дестабилизации нарождающихся рынков. Мы взаимодействуем с МФИ в вопросах предоставления рекомендаций и оказания поддержки странам, пытающимся проводить надежную макроэкономическую политику, добиваться более высокой прозрачности, принимать разумные стандарты, контролировать уровень задолженности и удерживать низкие темпы инфляции.

Курс на открытость рынков как условие процветания

Президент сформулировал план, позволяющий положить начало новой эпохе глобального экономического роста путем открытия рынков и расширения свободной торговли. В Стратегии национальной безопасности отмечается, что "сильная мировая экономика служит интересам нашей национальной безопасности, способствуя повышению уровня благосостояния и расширяя границы свободы в остальном мире". Страны, готовые вместе с нами противостоять угрозам, исходящим от террористов и государств-изгоев, нуждаются в высоких темпах экономического роста и высоком уровне стабильности, потому что только в этом случае они смогут поддерживать наши общие усилия и ценности. Соединенные Штаты способны укрепить эту глобальную коалицию путем стимулирования экономического роста у себя дома и в других развитых странах, содействия экономическому развитию бедных стран и их уверенному движению к открытым рынкам как условию процветания.

С этой целью мы вместе с нашими основными торговыми партнерами предпринимаем меры, способствующие стимулированию роста и появлению новых возможностей для развития во всем мире. Мы начали с закрепления тех экономических преимуществ, которых добились в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) с нашими ближайшими соседями – Мексикой и Канадой. Одним из прямых последствий ужесточения глобальных требований к безопасности стало временное замедление поставок промежуточных продуктов и полуфабрикатов через границы с нашими партнерами по НАФТА. Соединенные Штаты разработали специальные планы действий по упорядочению пограничного сообщения как с Мексикой, так и с Канадой, обеспечивающие более высокий уровень безопасности и упрощающие процесс торговли между этими тремя участниками НАФТА.

Европа и Япония выступают нашими важнейшими партнерами в области торговли и инвестиций. Они стали нашими надежными союзниками в войне с террором, понимая, что их собственная безопасность поставлена на карту. Согласованные усилия Соединенных Штатов, Европейского союза (ЕС) и Японии – непременное условие реализации принятой в Дохе Повестки дня ВТО (Всемирной торговой организации) в области развития, призванной создать новые многомиллиардные возможности, обеспечить доверие к рынкам и процессу интеграции и вывести мировую экономику на дорогу к стабильности. Сегодня Япония увязла в экономических проблемах, а Европа демонстрирует слишком низкие для нее темпы роста. Соединенные Штаты и весь остальной мир хотят видеть Японию и Европу сильными и процветающими. Мы поддерживаем попытки Японии реформировать ее тяжело больной банковский сектор с целью более полной реализации своего потенциала в области экономического лидерства и роста.

Экономические аспекты наших стратегических отношений с ключевыми странами мира приобретают все более важное значение. Сегодня центральное место в этих отношениях отводится мерам, призванным обеспечивать расширение торговли и инвестиций. Китай стал членом ВТО. К вступлению в ВТО стремится и Россия. Мы упорно работаем над стимулированием частных инвестиций в экономику этой страны.

Соединенные Штаты разработали комплексную стратегию содействия свободной торговле. Наряду с нашими многосторонними усилиями в рамках ВТО, мы продолжаем работать и над региональными и двусторонними инициативами в области торговли. Мы уже располагаем успешным опытом, наработанным в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле. Соглашение о свободной торговле в Америках – вот наша следующая цель. Развивая успех, достигнутый нами в рамках двустороннего соглашения о свободной торговле с Иорданией, мы будем работать над заключением аналогичных соглашений с Чили, Сингапуром, Австралией, Южноафриканским таможенным союзом и другими странами и организациями.

Содействие развитию

Выступая в марте 2002 года в Монтеррее, Мексика, Президент сказал: "Содействие развитию – одна из главных задач американской внешней политики. Будучи страной, опирающейся на принцип уважения достоинства и ценности жизни каждого человека, Америка с болью в сердце взирает на происходящие в мире страдания и бессмысленную гибель людей. Мы видим свою цель в процветании и создании новых возможностей, и это – правильная цель. Это хорошее дело. Мы стремимся к процветанию и новым возможностям еще и потому, что это поможет победить террор".

Он добавил: "Бедность не порождает терроризм. Бедность не делает человека убийцей. Большинство заговорщиков, участвовавших в событиях 11 сентября, выросло в комфортных условиях. Тем не менее, хроническая бедность и угнетение могут ввергнуть человека в состояние безнадежности и отчаяния. А когда правительства государств оказываются неспособными удовлетворить самые элементарные потребности своих граждан, такие несостоятельные государства могут стать прибежищем террора".

На состоявшейся в этом году в Монтеррее Конференции по вопросам финансирования развития международное сообщество признало, что развивающиеся страны в первую очередь сами должны отвечать за свое развитие, а мы, как партнеры, должны помогать им добиваться успеха на этом пути. А этот успех требует, чтобы все ресурсы, способные служить целям развития, были разблокированы и нашли себе разумное применение, в том числе внутренние сбережения, государственные ресурсы, торговля и инвестиции, человеческий потенциал и новаторство.

Продуктивные инвестиции имеют важнейшее значение для развития. Как источник инвестиций в целях развития, иностранный и отечественный частный капитал намного важнее официальной помощи, оказываемой в этой сфере. С другой стороны, капитал всегда несколько трусит. Он боится коррупции, неэффективной политики, конфликтов и непредсказуемости. Он избегает невежества, болезней и неграмотности. Капитал охотно идет только туда, где его по-настоящему ждут и где инвесторы могут быть уверены в окупаемости тех ресурсов, которыми они рискуют. Для того чтобы содействовать созданию такого безопасного инвестиционного климата, мы должны поощрять другие страны к соблюдению законности, проведению продуманной экономической политики, повышению уровня подотчетности и прозрачности как способов борьбы с коррупцией, а также разумному использованию человеческого потенциала.

Официальная помощь в целях развития также может играть важную роль в удержании стран на пути к экономическому благополучию и политической стабильности. Выступая на Монтеррейской конференции по вопросам финансирования развития, Президент Буш выдвинул инициативу открытия фонда "Проблемы нового тысячелетия" (ПНТ), призванного в течение ближайших трех лет увеличить объем нашей помощи бедным странам примерно на 50 процентов, по сравнению с нынешним уровнем. Каждый год будет дополнительно расходоваться 5 млрд. долларов на ускорение прогресса в тех развивающихся странах, где существует справедливая система государственного управления, где вкладываются ресурсы в развитие человеческого потенциала, где поощряется экономическая свобода и предпринимательство. ПНТ являет собой капиталовложение в наше общее будущее. Эти средства пойдут на развитие партнерских отношений со странами, которым зачастую приходится делать трудные шаги на пути к реальному развитию, предполагающему больше свободы и больше возможностей для собственного народа. ПНТ – это общие усилия, общие ценности и общий успех. Дружба и улучшение жизни тех, кому призвана помогать эта инициатива – вот та отдача, которую мы получим на свои инвестиции.

Соединенные Штаты способны возглавить процесс развития, но они не могут в одиночку обеспечить его долговременный успех. Мы должны активно взаимодействовать с самими развивающимися странами, с другими донорами и с МФИ в рамках глобальных усилий, направленных на повышение уровня жизни людей в беднейших районах мира. Мы должны в рамках партнерских отношений с развивающимися странами требовать от них реальных мер по улучшению жизни их граждан. Мы должны сами перед собой отвечать за эффективность нашей помощи тем, кто выбрал для себя путь развития. Мы будем и дальше добиваться того, чтобы многосторонние банки развития уделяли больше внимания вопросам повышения экономической эффективности в развивающихся странах. Нам нужно видеть реальные результаты программ, призванных повышать эффективность сельского хозяйства, систем водоочистки и водоснабжения, образования, здравоохранения, укреплять власть закона и способствовать развитию частного сектора. Поддержка, оказываемая беднейшим странам на пути развития, должна иметь форму грантов, а не кредитов.

Открытие рынков во всем мире будет также способствовать ускорению темпов развития в тех странах, которые предпринимают реальные шаги в этой сфере, в том числе к использованию открывающихся перед ними возможностей в области торговли. Увеличение объема торговли товарами и услугами между развивающимися странами, в которых имеются огромные нереализованные возможности, равно как и торговли с другими странами, позволит придать ускорение процессу развития и создать предпосылки для построения более надежной и стабильной глобальной экономики. Расширение выгодной торговли при участии развивающихся стран стало мощной движущей силой беспрецедентного прогресса в деле сокращения бедности в течение последних десятилетий.

Заключение

В Стратегии национальной безопасности признается необходимость укрепления нашей экономической безопасности, расширения торговли и инвестиций и содействия экономическому развитию. Мы работаем над решением этих задач, прибегая к дипломатии и распространяя опыт нашего собственного развития, опирающегося на политические и экономические свободы. Успешное решение этих задач экономической политики представляет собой одно из основных слагаемых нашей Стратегии национальной безопасности.